КРАСНОЕ ЗНАМЯ   
WEB-проект о СССР и советской эпохе  
  

Главная     О проекте     О плакатах     Контакты     Об эпохе     Новинки портала    
 
 

Плакаты царской России

Революционные плакаты

20 - 30 -е годы

Довоенное время

 

Военное время

Сталинская эпоха

Послевоенная Россия

Хрущёвская оттепель

Брежневская эпоха

Перестройка

Реклама и культура

Советские открытки

Объявления на проекте



По вопросам размещения рекламы
обращайтесь в раздел "контакты"



 

Довоенная эволюция советского плаката

Для периода Гражданской войны советский плакат наиболее характеризуют и отражают легендарные окна РОСТА, символа Гражданской войны, наряду с легендарными буденовками-богатырками, тачанками и романтическими возгласами «Даешь!»

Окна сатиры Российского телеграфного агентства, отражавшие события, едва ли не в «прямом эфире» (насколько это было возможно) стали именем нарицательным, именно благодаря их творчеству. Одними из первых в них появилась, как средство агитации – сатира. И по существу на поприще пропаганды карикатура вступила полноценным бойцом, облеченным в латы агитации. Массовость, доступность определила успех «Окон», как инструмента воздействия на общество. Но вместе с тем следует уточнить, что заложенное в окна Роста, последующее тиражирование ограничивало их авторов в средствах выполнения плакатов.

Советские политические плакаты первых лет, по сути, из стадии нонконформизма, политическими событиями и успешной мерой воздействия пропаганды, были переведены в ранг классики. И именно на опыте и находках советских художников базируется фундамент всей пропаганды в графической ее части. К примеру, варианты плаката Д.Моора «Ты записался добровольцем» существуют во всех «плакатных» составляющих самых разных политических систем – от плаката, призывающего вступать в голландский легион СС «А ты?» до культового Норманна Рокуэлла «Дай им вовремя». Хотя стоит признать, что первопроходцами в создании плаката, где основным смысловым образом был суровый герой с указующим перстом, были все-таки англичане с их Джон Булем, вопрошающим: «Кто отсутствует, не ты ли?». Дмитрий Моор создал подобный плакат предельно доступно и талантливо, заменив сюжетность плаката, общим образом-метафорой, тем не менее, выполненным с предельной ясностью для каждого. Тем самым, увековечив свое имя в советской истории.

Последующие эволюции советского плаката вплоть до Великой Отечественной войны, отражали все перипетии жизни Советского общества. Коллективизация, индустриализация, «чистки» конца тридцатых – все это отражено в плакатном творчестве советских художников. На вооружение принимались, новые самые формы плаката, как пропаганды. Творчество немецкого антифашиста Джона Хартфилда, создававшего политические плакаты и карикатуры посредством фотоколлажа, подвигло Виктора Корецкого на подобное творчество и в Советском Союзе.

 




 



 


Все статьи в текстовых разделах о СССР являются авторскими и их копирование запрещено!

©KrasnoyeZnamya.ru